Неточные совпадения
Марксистская философия должна быть определена, как философия praxis, акта,
действия, но она дорожит реальностью того материального мира, над которым работает
субъект, человек, она восстает против идеализма, где лишь в мысли происходит победа над необходимостью и властью материального мира.
Если мир не-я переживается в опыте не только через его
действия на
субъект, а и сам по себе, в своей собственной внутренней сущности, то это значит, что опыт заключает в себе также и нечувственные элементы и что связи между вещами даны в опыте.
Величайшие философы, и христианские и языческие, те, для которых философия была священной, признавали существование высшего, божественного разума — Логоса, в котором
субъект и объект тождественны, и открывали
действие Логоса в человеке.
Вы скажете: какое нам дело до того, волею или неволею воздерживается известный
субъект от известных
действий; для нас достаточно и того, что он не совершает их…
Но вина лежит не в необходимом объективном противоречии, а в какой-нибудь запутанности, связанной с
действием субъекта.
Это оскорбление есть вина (die Schuld) и отзывается в
субъекте тем, что, связанный узами единства, внешний мир весь как одно целое взволновывается
действием субъекта и чрез это отдельный поступок
субъекта влечет за собою необозримый и непредусмотримый ряд последствий, в которых
субъект уже не узнает своего поступка и своей воли; тем не менее он должен признавать необходимую связь всех этих последующих явлений со своим поступком и чувствовать себя в ответственности за них.
Но
действие субъекта необходимо запечатлено индивидуальною ограниченностью и потому нарушает абсолютное единство объективной связи мира.
Ответственность за то, чего не хотел и что, однако, сделал он, имеет для
субъекта последствием страдание, т. е. выражение противодействия от нарушенного хода вещей во внешнем мире нарушившему их
действию.
Чтобы буйный или бешеный
субъект не мог нанести своими руками вред себе или другим, руки эти должны быть лишены свободы
действия с возможным притом избежанием членовредительства.
Вот я и спрашиваю, в чем благодатное, просветляющее
действие трансцендентального сознания гносеологического
субъекта или мирового духа на человека, на живую, конкретную личность, как раскрывается сила и прочность познания в человеке, и притом в данном человеке, а не в сфере внечеловеческой.
Авторитет есть принуждающая объективность, но он не означает
действия субъекта на
субъект, духа на дух.